фoтo: Гeннaдий Чeркaсoв
— Кoгдa Eвгeния Фeдoрoвичa нe стaлo, — рaсскaзывaeт идeoлoг кoнкурсa и фeстивaля Мaринa Бaуэр, — мы с eгo супругoй, Нинoй Aлeксaндрoвнoй пытaлись сдeлaть мaксимум для пoпуляризaции имeни Свeтлaнoвa и eгo нaслeдия. Пeрвoe, чтo мы oргaнизoвaли из тoгo, чтo oн сaм xoтeл, — этo дирижерский конкурс. Это было непросто, но как говорил маэстро — «главное, чтобы сложились звезды». И, надо признаться, с того момента, как Светланова не стало, звезды складывались замечательно: первый конкурс в 2007-м мы провели в Люксембурге, затем в Монпелье в 2010-м (там состоялось последнее при жизни выступление маэстро на сцене оперного театра), а потом в 2014-м — и это было мечтой — конкурс переехал в Париж.
Четвертый конкурс пройдет в сентябре этого года также в Париже, в новой концертной аудитории Радио-Франс. На сей день уже подано около 350 заявок из 49 стран. Из них — 39 из России. А по половой принадлежности из общего числа — 34 женщины-дирижера. Число женщин год от года растет весьма стремительно. И устроители отмечают очень высокое качество претендентов, из которых 18 человек пройдут в первый тур.
— Франция — его любимая страна, к тому же его два раза там удачно прооперировали и продлили Светланову жизнь более чем на десять лет.
Если ранее председателем жюри был Владимир Ашкенази, то теперь это место займет дирижер Александр Ведерников. Надеемся, скоро он огласит свое видение конкурса, ведь в трех минувших был только один дирижер, получивший первую премию — теперь уже всемирно известный Андрис Пога; в остальные же года первая премия не вручалась. Что объяснялось высокой планкой смотра, до которой мало кто мог дотянуться. Как будет в этот раз — большой вопрос, тем более, что у всех на слуху недавнее высказывание Гергиева по части скрипичной специальности на конкурсе Чайковского: там тоже скрипачи не получали первых премий, и Гергиев дал понять, что в этом может быть и ошибка самого жюри — неужели сегодня в мире невозможно отыскать столь классного скрипача?
— И Ведерников, и Светланов в чем-то прошли схожий путь, оба работали в Большом театре, их многое сближает, — заметила г-жа Бауэр, — но кроме конкурса меня не покидала идея — «привести» маэстро Светланова в его дом, туда, где он творил со своим оркестром долгие и долгие годы, где живет его душа — в Московскую консерваторию, в БЗК. И мне совершенно спонтанно пришла программа из 13 концертов, как бы рисующая портрет Евгения Федоровича, охватывающая все стороны его творчества. Идея безумная — за два дня дать столько концертов, но ректор консерватории пошел нам навстречу.
Итак, минифестиваль «Вселенная — Светланов» пройдет 10 и 11 ноября, как бы хронологически вслед конкурсу Светланова, и формат его во всех смыслах будет необычен. Билетеров переставят из фойе наверх, на лестницу, тем самым, на первый этаж доступ будет свободный: а там и выставки, и выступления студенческих коллективов, и, возможно, экран онлайн-трансляции, короче, активная жизнь. Концерты же пойдут нон-стопом с 12.00 дня до ночи. Открывается уикэнд знаменитым Трио Чайковского «Памяти великого артиста» (солируют — Вадим Репин, Александр Князев и Андрей Коробейников).
— Светланов — сам как вселенная, — продолжает Бауэр, — постоянно встречаю в Европе музыкантов, которые говорят мне — «А вы помните, как он играл? Как он дирижировал? Вы помните, как все рыдали в финале?». И я очень рада, что в фестивале примут участие оркестры Московской консерватории, а дирижерами выступят лауреаты конкурса им. Светланова разных лет: Роберт Тревиньо, Роберто Форес Весес и другие.
— Приедут ли на фестиваль лауреаты последнего, сентябрьского конкурса?
— Они приедут не на этот, а на следующий безумный уикэнд, — отвечает Марина Бауэр, — а проводить подобные фестивали мы хотим раз в два года. Кроме того, нам важно показать все грани личности маэстро Светланова — ведь он композитор, дирижер и пианист. Поэтому почти в каждом концерте прозвучат его произведения — Поэма для скрипки с оркестром, «Воспоминание», три романса на стихи Степана Щипачева etc.
— Мастер-классами для исполнителей в стенах нашей консерватории никого не удивишь, — добавляет ректор Александр Соколов, — а вот мастер-классы для дирижеров — это ценнейшее явление в ходе фестиваля. Ну и, конечно, вас ожидает искушение выбора — потому что концерты пойдут три раза в день в трех разных залах.
Что ж, не удивительно — имя Светланова порождало и порождает музыкальные чудеса, втягивая в свою орбиту всё большее число талантливых солистов и публики.