Кaдр из видeo.
Сeргeя Бугaeвa и Гoвoруxинa связaл, чтo нaзывaeтся, «всeм фильмaм фильм» — «Aссa», взoрвaвший в 1987-м мoзг всeм житeлям пoкa eщe Сoвeтскoгo Сoюзa. Причeм в oднoй гoстиницe всe сидeли — Сoлoвьeв, Гoвoруxин, Цoй, Бугaeв… кaкoй букeт! И чтo ни дeнь — тo нoвый пoиск, нoвaя твoрчeскaя лaбoрaтoрия, нoвaя жизнь. O кoтoрoй сeйчaс вспoминaть лeгкo и, увы, грустнo.
— Сeргeй Aнaтoльeвич, видитe, Гoвoруxинa нe стaлo…
— Дa я вooбщe… услышaл сeйчaс. В сeбя приxoжу. Буквaльнo нeдaвнo eгo видeл. Сижу, фoтoгрaфии рaссмaтривaю…
— Нa фeстивaлe в Сoчи встречались?
— Нет, был у него в кабинете, в Москве. Сразу заметил, что вот он сидит, а в одной руке — трубка, а в другой — кардиостимулятор. Какая-то взаимоисключаемость в этом была… видимо, недосмотр врачей. Сейчас-то что говорить…
— Ну в этой взаимоисключаемости — он весь! Очень живой. На экране в «Ассе» у вас было такое нервное противодействие, а как это было в жизни?
— Он был глубоким человеком и цельной личностью. Кто-то на него сейчас пытается набрасывать какие-то левые расклады, — тра-ля-ля, доверенное лицо, — всё это от полного непонимания его творческой эволюции. Ведь в 1960-е годы он был настолько «левым леваком», что нынешним и не снилось, нынешние леваки и не понимают — что это значит в те годы снимать Высоцкого в кино и делать всё так, как Говорухин делал.
— Да, «Вертикаль» — самое начало…
— Конечно. А что касается «Ассы», нашей работы с Говорухиным, то в ней удалось затронуть серьезные исторические потоки, пласты: ну представьте себе, в какой-то момент в гостинице «Украина» в Ялте в соседних номерах живут очень существенные деятели русской культуры конца XX века — Говорухин, Соловьев, Цой, Тимур Новиков… И не просто встречаются на съемочной площадке, а работают над фильмом, который, в отличие от советского кино, снимался в «живом эфире», тут же придумывались сцены, разыгрывались диалоги. Это было авангардистским новаторством того времени, потому что это было категорически неприемлемо в советских условиях.
— То есть практически на съемочной площадке все придумывалось?
— Не совсем на площадке, но, по крайней мере, гостиничные номера Говорухина и Соловьева — это были такие вставные вагоны, потому что мы-то, молодые, думали про себя, что это мы такие бескомпромиссные воины, а на самом деле мы встретились с людьми, которые были предыдущим поколением того же самого. Эту «Ассу» можно было бы назвать встречей поколений.
Поэтому у нас со Станиславом Сергеевичем сложились устойчивые отношения, которые длились последние 30 лет. Вот я к нему недавно и приехал в кабинет — просить, чтобы он поучаствовал в некой акции поездок по городам России в связи с 30-летием фильма «Асса». Чтобы мы с ним вместе находились на сцене.
Когда я собирался к нему, мне все говорили — «Да ну, ты чего, да он уже только с Путиным встречается». А я ответил: «Да ладно, бросьте вы глупости говорить, ерунду нести». И действительно, Говорухин меня встретил очень радушно. Я впервые в жизни попросил его помочь мне. Мгновенная реакция — хватает свой телефон на котором написано «Москва. Кремль», начинает звонить, писать бумаги… Извините, что такие детали.
— Да чего там.
— Просто глупо будет, если начну рассматривать теоретические аспекты его вклада в кинематограф, взаимосвязи его художественных фильмов и документальных, его попытку участия в выборах президента РФ. Он был во всем этом — полноценным, здоровым человеком.
Я помню очень злые моменты на съемках. Был такой момент, когда Говорухин меня топит, но на самом деле он при этом сам чуть не утонул. Потому что вода была — семь градусов. Представляете, что такое семь градусов?
Говорухин такой весь накачанный, взрослый, мощный, а я такой худой, слабенький, ему всего-то и нужно было меня чуть-чуть притопить. Но он начал топить, а я не тону, а он топит, а холодно все-таки… И когда мы выбрались из воды, тут стоял замечательный Леонид Ярмольник, который увидел каких-то зелено-синих граждан, достал бутылку водки и заставил нас с Говорухиным выпить по стакану. Хотя я сам человек непьющий. Но выпили. И это нас спасло. Иначе этот трагический день состоялся бы еще тогда. Не будем о грустном, поэтому…
— Говорухин как актер — менялся на площадке? Или оставался таким, как и в жизни?
— Вы знаете, вот он был как раз никакой не актер, это был абсолютно полноценный человек, стопроцентный. Который занимал по важнейшим вопросам важнейшие позиции. В частности, у нас в гостинице в тот момент разворачивалась симметричная фильму история, и наша с ним история в кино перекладывалась на реальную жизнь. Поэтому у нас там все было еще более загадочно и весело. Люди все были живые, девчата красивые, а он был тоже мужчиной привлекательным, и женщин очень любил. До последней капли крови. Вы извините, что накидываю пелену веселья, но на самом деле не до радости.
— Жизнь есть жизнь.
— Да, будем вспоминать и радоваться. Мы с ним много потом перемещались по кинофестивалям, в то время он еще жил в славном городе Одесса, принимал нас там нечеловеческим приемом, очень все было здорово и приятно, и будем надеяться, что вот на эти дни либеральная общественность попритихнет, учитывая мистический переход людей из одного состояния в другое. И от нас живущих — в момент этих мытарств — зависит, куда попадет душа усопшего, и я надеюсь, что душа Говорухина, при поддержке огромного числа людей, окажется за пазухой у Отца нашего Небесного.
***
Лидер КПРФ Геннадий Зюганов в Госдуме говорил о Станиславе Говорухине со слезами на глазах.
«Ушел из жизни талантливый режиссер, очень яркий художник, великолепный актер, интересный и умный политик. Страна потеряла одного из самых ярких своих граждан.
Мы с ним дружили много лет, и я ему обязан очень многим. Он был одним из первых деятелей культуры, который протянул мне руку в 91-м году, в трудное время. Он понимал, что его фильм «Так жить нельзя» сыграл свою негативную роль в развитии событий, в истории страны, и как бы извинялся за него своим следующим фильмом «Ворошиловский стрелок»…
Станислав Сергеевич вступил в Народно-патриотический блок, активно помогал мне на президентских выборах 1996 года вместе с другим замечательным режиссёром Владимиром Меньшовым. Вместе со мной он проводил тогда в Думе пресс-конференции, когда нам перекрыли все доступ на телеканалы, радио, и требовал настоящей свободы слова.
Мы были в «Снегирях» соседями и регулярно встречались за чашкой чая, рюмкой водки и бильярдным столом. По сути, он был моим тренером в этом виде спорта…
Станислав Сергеевич прекрасно знал русскую литературу, цитировал кусками на память…с ним было очень интересно разговаривать.
Болезнь его достала. Мы много с ним общались в последнее время. К сожалению, такие формы рака ещё не лечатся…
Мы потеряли достойного товарища и великого гражданина».
Владимир Жириновский, лидер ЛДПР, также высказался о смерти режиссера.
«Сегодня мы узнали скорбную весть о кончине Станислава Сергеевича Говорухина. Почти все созывы мы были вместе… Это был известный деятель культуры, общественный деятель, возглавлял Комитет по культуре долгие годы. У всех он пользовался высочайшим авторитетом. В самые трудные годы он возглавлял думскую Комиссию по событиям на Кавказе (парламентская Комиссия по расследованию обстоятельств начала первой чеченской войны работала под руководством Станислава Говорухина в середине 90-х годов — «МК»)…
Он всегда выглядел бодрым, твердым человеком, со своими твердыми убеждениями. Мы все скорбим…
82 года — это долгая жизнь, но у него ещё был резерв, и он мог бы быть с нами ещё лет 10. Он никогда не был сторонним наблюдателем событий, мы слышали его голос в зале заседаний, его позицию… Долгая память сохранится о нём».
Сергей Миронов, лидер фракции «СР», сказал: «Ушёл из жизни человек-легенда, великий режиссёр и законодатель. Это был незаурядный человек. Мы знаем его культовые фильмы — «Место встречи изменить нельзя», «Вертикаль», «Ворошиловский стрелок», «Благословите женщину». Он был прекрасным актёром, и, мало кто знает, но и прекрасным живописцем, человеком своей эпохи. Навсегда светлая память о Станиславе Сергеевиче останется в наших сердцах. Мы скорбим.»
Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков передал журналистам слова соболезнования Владимира Путина: глава государства считает Говорухина гениальным режиссером и отдает должное тому, что Станислав Сергеевич всегда отстаивал свою точку зрения и воплощал ее в жизнь.
Читайте материал «Станислав Говорухин впал в бессознательное состояние, вчера уже не разговаривал»
Смотрите фоторепортаж по теме:
Роли Станислава Говорухина в фотографиях: памяти режиссера
21 фото