Фoтo: Lenta.ru Нe тaк дaвнo глaвa Чeчни Рaмзaн Кaдырoв пoручил выдeлить две сoтням жeниxoв, стoлкнувшимся с финaнсoвыми труднoстями с-зa кoрoнaвирусa, срeдствa нa выкуп нeвeст. Цeну нeвeсты устaнoвили в 50 тысяч рублeй. Этo oднa изо мнoгиx свaдeбныx трaдиций, кoтoрыe дo сиx пoр пoпулярны нa рoссийскoм Кaвкaзe. Eсть и другиe, гoрaздo бoлee жeстoкиe — oт пoxищeния нeвeсты прoтив ee вoли дo изнaсилoвaния, чтoбы oнa нe мoглa вeрнуться дoмoй. Пo прoсьбe «Лeнты.ру» журнaлисткa Лидоня Миxaльчeнкo зaписaлa мoнoлoги жeнщин изо Чeчни и Ингушeтии, чтoбы узнaть бoльшe oб иx свaдeбныx oбычaяx и нрaвax кaвкaзскиx жeниxoв.
«Муж дoлжeн oбрaщaться "ты", a нe пo имeни»
Зaрeмa, 25 лeт, Ингушeтия Мeня укрaли в 2013 гoду. Я былa нe прoтив кончиться зa нeгo зaмуж, былa влюблeнa, нo нe знaлa, чтo oн плaнируeт укрaсть, ругaлa eгo. Пoслe тoгo кaк мeня укрaли, с мoими рoдитeлями шли мнoгoчaсoвыe пeрeгoвoры. Стoрoнa мужa и я сaмa убeждaли oтцa дaть сoглaсиe — бeз нeгo я нe мoглa сдeлaть этoт шaг. Oтдeльнaя истoрия былa пoтoм помирить. Ant. поссорить рoдныx с мыслью, чтo я зaмужeм, и нaлaдить диплoмaтичeскиe рука. У ингушeй oчeнь сильныe oбряды избeгaния (пo трaдиции, жeниx дoлжeн избeгaть встрeч с будущими тeщeй и тeстeм — прим. «Лeнты.ру»), и рoдствeнники сo стoрoны мужa и жeны нaчинaют oбщaться корешок с другoм тoлькo пoслe oфициaльнoгo дeйствa, кoтoрoe нaзывaeтся мeрoприятиeм свaтoв. Нa свaдьбe я стoялa в угoлкe зaлa пятерка с пoлoвинoй чaсoв пoдряд, кaк пoлoжeнo, чтoбы весь рoдня мужa пoдoшлa кo мнe и чтo-тo пoжeлaлa. Нoги зaтeкли, лoмилo спину, былo жaркo и дышaть тяжeлo. Сeстрa свeкрoви скaзaлa, чтo oтвeдeт мeня кудa-тo oтдoxнуть, нo ee oтвлeкли, и oнa зaбылa. Здесь пришлa нoвaя пoрция рoдни, я oстaлaсь стoять. Кaк ходячие мощи, вся зaкутaннaя в бeлoe. Кaк пaмятник. Прoявлять aктивнoсть нe пoлoжeнo. Месячные решили мне «развязать язык». Этакий свадебный обычай — добиться, так чтоб невеста заговорила. Например, суют мошна — надо принять, или, такое возьми свадьбах нередко бывает, годится гость со стаканом воды чтобы повода и спрашивает: «Ты ми даешь разрешения выпить эту воду?» И симпатия тогда вынуждена ответить: «Пей возьми здоровье». У моих родственниц было, какими судьбами родственники мужа на свадьбе потемнение поднимали невесте и ее рассматривали. Ми надарили денег, которые я должна была выдать свекрови. Вечером все после новой. Пришли друзья жениха, меня по новой отвели в угол стоять в три часа. Некоторые месяцы заявляли, что я страшная — недипломатично вслух. Говорили, что ластик красивее меня, что я «загубила парня». Я потом поразилась: о чем они, какого парня? Я была чуть (было) после школы, а ему следовать тридцать, это был его незаинтересованный брак! Но потом я узнала, зачем это обычная практика. Юным девушкам, инда если засватал лысый полувековой разведенец, тоже говорят «сгубила парня». Утром после свадьбы и у чеченок, и у ингушек глотать обязанность подмести двор, вторично до зари. Желательно нестандартный и соседский, как Тимур и его теплая компания. Встать надо раньше свекрови в любом случае. Из-за поведением младшей невестки сосредоточенно следят. Я просто не ложилась уснуть в ночь свадьбы. У бывшего был без памяти властный отец, дома его до сих пор слушались, и меня он переименовал. Ему нравилось слава Хава, а меня зовут иным способом. Родственники, зовущие меня прежним именем, навлекали возьми себя гнев свекра, и я всех предупредила, как будто при нем ко ми лучше обращаться просто «ты». Ему ни один человек не смел перечить. Первоприсутствующий клана все-таки, сие много значит. Я помню свое отношение безысходности от несправедливости, безлюдный (=малолюдный) могла это принять. А дальше свекровь убедила мужа, что-нибудь в Коране, в какой-то суре, упоминается мое оригинальное кличка — значит, оно достойное. Некто согласился. Я ликовала, что ми вернули частичку себя. По мнению традиции, супруг не имеет компетенция называть жену по имени, особенно в присутствии посторонних. Некто должен обращаться «эй», либо «женщина», некоторые люди говорят «зуда» — в переводе «жена». И отроковица не имеет права до именам называть родню мужа. Придумываются какие-так прозвища. Если у мужа малую толику братьев, надо их ровно-то по-разному дразнить. Допустим, «старший», либо в духе-то трансформировать имена. У мужа была братуша Марина, а я ее называла «малинушкой». Других сестер я звала после-ингушски «красивая девушка», «хорошая девушка», «добрая девушка» либо как и «старшая», «младшая» — такой благопристойность. Две тети моего мужа говорили ми, что я страшная. Это без- только мой случай — соседке, новобрачный невестке, то же самое приходилось слышать, и моим подругам ото семей мужей. Хотя грубое превращение с невесткой ингушский эздел (соединение традиционных правил — прим. «Ленты.ру») несдержанно порицает. Прямых оскорблений я приставки не- слышала, гнобят по-другому: воспитывают, придираются, требуют время от времени противоположных вещей, чтобы было нежели попрекнуть. Если за девушкой кто такой-то есть, за сие может прилететь — если у нее массивный клан, родные впрягутся, все ж таки это не только ее, а всю взяв семь раз оскорбляют. А если за ней ни одной души нет, чего угодно позволено ждать. Когда я пожаловалась своей семье бери супруга, никто не вмешался. Родные братья живут дней ходу), а двоюродный сказал, что нынче семья мужа — мои хозяева. Уживайся то есть (т. е.) разводись. Мало того почему на нас лежат сии повинности, в традиции нет каких-ведь благ для новобрачной. Хоть бы, нет медового месяца и свадебного путешествия. Вот-вот это практикуют состоятельные слуги — куда-то ездят. Же не сразу после свадьбы. Сие не принято, неприлично. Первые отрезок времени молодая жена должна не знать куда руки деть, она присесть не имеет карт-бланш, надо стоять все присест, особенно перед старшими. Жена брата не имеет права бери собственное время, не может самоё определять, когда отдохнуть, подчас зайти в свою комнату. Возлюбленная — бесплатный трудовой ресурс, согласен. Патриархат именно в этом: молодое племя женщины на самой низшей ступени и всех должны вставить. Девочкам внушается, что нежели скромнее у нее запросы, тем побольше она богоугодна. А мужчина может всеизвинимо свалить в закат, даже далеко не разводясь. Или позвонить старшим родственникам жены и элементарно на словах объявить потек по телефону. Такое случается в Ингушетии, даже если у них сейчас шесть детей и семья кроме крыши над головой. Вдобавок все годы брака некто может запрещать ей коптеть и учиться. Мне муж с одна нога здесь зарядил пощечину уже возьми третий день моей жизни в их доме, в отдельных случаях увидел одежду, которую я привезла. «Что твоя милость привезла? Я разрешаю только длинные юбки, длинные рукава и важный платок». Но я даже без- успела ничего из сего поносить. До свадьбы спирт меня видел в привычном облике — плахта до колен, тонкая окантовка косынки на распущенных волосах, блузка с рукавами за локоть. Я смешливая была в (высшей степени в юности. Однажды я смеялась, болтая с его родственницей и ее сыном вот дворе. Муж подошел ко ми с каменным лицом и сжал локоточек до синяка. Потом объяснил: крикливо смеялась. Сколько раз я простужалась, в отдельных случаях бегала зимой от под своей смоковницей к кухне, которая у мужа была отдельным флигельком умереть и не встать дворе, — готовка, стирка, целое там! Подавать мужу и его родителям стоило бы горячее и сейчас приготовленное. (вследствие бегаешь сотню раз спустя этот двор. Разве почему они решат поесть в кухне, если так проще. Мой брак длился неуд года. Муж мне прислал рисунок по СМС. Я осталась ни с нежели. Мне и правда было обременительно чего-то требовать, пускай бы я работала в браке и вкладывалась в точки соприкосновения имущество. По шариату в случае развода женщине ведется очень много, а вот получит ли возлюбленная это — зависит от ее родителей: до какой степени они могут показать облик и потребовать исполнения условий. Муфтият может ступить на сторону женщины, хотя не вправе принудить, наворотить санкции. У них нет инструментов. Я век боялась, выйдя замуж, что-нибудь будут дети, а я даже приставки не- успела окончить колледж, всего на все(го) школу. Накоплений и недвижимости у меня несть. Дом деда отошел брату — ему требуется семью заводить, так матушка сказала. Поэтому поступила в заведение сразу после развода. В данный момент я дипломированный социолог, учусь в аспирантуре и изучаю нашу культуру снутри. У нас тут смешались трендец виды патриархата. Например, патриаршество сыновей — он проявляется в томишко, что мужчины хотят постоянно «ништяки» предыдущих патриархальных поколений и возле этом не хотят говорить никакой ответственности, которую несли предыдущие поколения мужчин. Патриаршество отцов подразумевает обязанность мужчин быть гарантией семью, брать на себя тяжелую работу, а патриаршество сыновей другой — они хотят полного подчинения слабый пол и обслуживания, но не хотят жить(-быть обязанными взамен. Например, кое-когда речь заходит о домашней работе, забывают, точно по исламу она мужчине малограмотный чужда, и сразу прыгают бери вайнахские традиции, где мужчине неудобно взять на руки ребенка, уродиться с женой в магазин, развесить постиранное бельецо.
«Палил в воздух в честь молодоженов — попал в плечо сестре»
Аида, Ичкерия, 31 год Обо ми произошел довольно простой турусы. Есть фиксированная муфтиятом совокупность выкупа — 40 тысяч рублей. Хана, что сверху, дают вдоль возможности. Поэтому не было долгих торгов, а была принятая в таких случаях дипломатическая разговаривание: отдают или нет. Выше- отец сказал «да», и сваты кроме покушали и попили чаю. Иначе) будет то отец невесты отказывает, питье им не предлагают. Пришлось упрятываться. У вайнахов, когда девушку сватают, возлюбленная нигде не фигурирует, сидит у себя в комнате. Сильный пол решают, за сколько выкупают, дева не свидетель этого. Меня засватали по мнению исламу, и я его знала, автор обоюдно хотели пожениться. Свадьбы играют в двух актах. Первая рубиновая (40 лет) — в доме невесты, а другая, когда-никогда невесту забрали, в доме жениха. В каждом роду снедать активные женщины, которые денно и нощно организуют свадьбы, находят трактир, артистов зовут, готовят хижина для торжества. Вам приходит в голову пожаловать на бракосочетание друзей вооруженным? Пропал? Значит, вы не живете получи и распишись Кавказе. Пальба в воздух в потерять честь молодоженов у нас очень популярна. Для моей свадьбе ранили человека. Вотан из гостей — он клянется, будто стрелял в воздух, — попал в плечо своей двоюродной сестре. Крики, мокрое дело… Мне хотелось просто винт нарезать, исчезнуть. Я пережила шок. Я вспомнила уд, когда девочка вышла сверху балкон дома, где была розовая (10 лет), и ее убила случайная преферанс. Смысл этой традиции — выстрелами вселить ужас злых духов от новожен семьи. Но когда небольшую толику стрелков, они палят, (как) будто будто на войне, тянет зажать уши! Вокруг было видимо-нев детей и взрослых, травмированных спецоперациями, войнами, нападениями. Ми было очень некомфортно.
lenta.ru Многие сего не одобряют, но изображение не изжило себя. Начинаешь драться, поборники всего традиционного считается: «Ты пытаешься разрушить нашу одноприродность, наше славное прошлое, твоя милость раздуваешь единичные случаи». Бог сложно понять, что заставляет людей продолжаться за такую привычку, когда-когда на чаше весов надежность близких и их собственная. Вы одна сохраненная жизнь далеко не стоит отказа от этакий «русской рулетки»? За мной сверху свадьбу ехали в село. Снедать обычай в Ингушетии и Чечне — давать фору дорогу кортежу, который едет ради невестой. Дети просят кун за проезд, им дают какую-ведь мелочь. Если в это век кто-то торопится, может, в больницу либо — либо роддом, может попасть в эту пробку. (за)грызть еще забава, уходящая корнями кайфовый времена гужевого транспорта, от случая к случаю всадники из семьи жениха конкурировали по (по грибы) место в кавалькаде рядом с повозкой невесты, точно считалось признаком особой удали. Наездники состязались, кто такой поедет рядом с невестой и кто такой дольше продержится. В XXI веке чем лошади автомобиль, и часто слышишь о Происшествие со смертельными исходами получай свадьбах. Защитники традиций взяли манеру меряться (силой и за этот обычай. А и сам факт, что спирт создает угрозу, уже достаточное аргумент, чтобы избавиться от него. В этом смысле ми повезло: были аварийные ситуации в кортеже, да всерьез никто не пострадал. Самым сложным к меня было соблюдение бытового этикета потом свадьбы. Например, спать растягиваться не раньше, чем ляжет всем кровь. Особенно это тяжело черезо три-четыре месяца затем свадьбы, когда ходишь с первой беременностью. Расслабленность, токсикоз, но готовка, приведение в порядок и демонстрация уважения ко по всем статьям родным — само собой. У нас любая узкое место лечится женитьбой. В Чечне, после-моему, это национальный спорт — всех переженить. Парни наркоман? Родителям будут подавать мысль его срочно женить. Беспросыпный) — женить, шляется непонятно идеже — то же самое! Девушкам советуют союз от хандры, от проблем с родителями, ото экономических сложностей и безработицы. И на хренищ наши люди так уверены, по какой причине вступление в брак — решение всех проблем? Ми повезло — мой муж отнюдь не диктатор и не тиран, да мы с тобой благополучно выехали из Чечни и живем об эту пору в другом регионе. Но отдельный мои подруги попали в семьи, идеже мать мужа всем заправляет, а хозяин не спорит с мамой — делай с невесткой чисто хочешь. Вообще, пока получи и распишись Кавказе не поймут и без- научатся ставить человеческую долгоденствие, права и свободы выше всех сих представлений, так и будут скандализовать себя и других всем сим безобразием. Когда наши мужской элемент ввязываются на пустом месте в драку разве стрельбу, мы говорим аль пишем про это в соцсетях: «дебилы». Только если критикуешь любую традицию, в тебя сыплются упреки: «Ты а, хочешь быть как кацапка?».
«В позднесоветские времена давали десятеро рублей за невесту»
Патимат, снарядиха, Чечня — Ингушетия, 56 полет Фиксированная такса выкупа — мало-: неграмотный новое явление. В позднесоветские эпоха давали десять рублей после невесту. По исламу ностро может быть минимальной, ежели и бы символической. На Кавказе казна обычно идут на покупку вещей исполнение) невесты. Выкуп невесты — сие не купля-продажа, сие деньги, которые отдаются невесте. Уминать квота — муфтият установил 40 тысяч, открытый потолок, несколько лет вспять. Сейчас урду (выкуп) в Чечне и Ингушетии колеблется через 25 до 40 тысяч рублей. Так, например, мой брат дал полмиллиона рублей вслед за девушку. Невесте дал — и поодиночке калым 40 тысяч. Сие ритуал. Старики рода жениха вручают бабульки отцу невесты, а потом бесцельно, чтобы старики не видели, фазер или дядя жениха отдают, в какой мере хотят, невесте или ее матери в растопырки. Обычно от этого момента по свадьбы проходит месяц. С годами назначают день, обычно воскресенье, и едут сверху красивых машинах, нарядные, забирать девушку. В Ингушетии целая хвост машин, а в Чечне Кадыров наложил ограничения: в какой-нибудь месяц два автомобиля. Меня саму украли, а уж потом отдали отцу заработок. Мой муж сказал, так чтобы мои родители ничего безвыгодный привозили, никакого приданого. Спирт был состоятельный человек, без остатка обеспечил. Другие придираются, смотрят, что такое? девушка привезла с собой, оценивают. В исламе дева вправе требовать махр — наследство, которое жених дает невесте и около разводе оно остается у нее. Я бы этак сказала: на Кавказе сие — пародия на махр. Душа в душу религии, это подушка безопасности на женщины. Например, в Пакистане сие 600 граммов золота. Половину пиджак выплачивает при заключении брака. А (не то случается развод, муж обязан не остаться в долгу вторую половину. Это должность по закону. То (у)потреблять не захочет сам — палата его принудит. А у нас для Кавказе наши набожные авторитеты любят бормотать (про себя) про финик в качестве махра неужто даже косточку от финика. В мечетях сверху Кавказе на проповедях чу: та девушка благонравна, которая в качестве махра просит косточку финика. Возьми Кавказе считается, что дев`ица может попросить деньги у будущего мужа, да о гарантиях говорить не пристало, не оценят, засмеют. Брачного договора приставки не- существует. После мусульманской женитьбы кто такой хочет — тот идет в загс. Так это если документы какие-ведь нужны. В целом юноши, сильный пол чаще ищут возможность проникнуть. Ant. выйти в брак, чем девушки. Юность выкручивается как умеет. Кто такой-то до сих пор ворует невест, кто именно-то уезжает и ищет девушек в других регионах. Однако чаще всего невесту крадут неважный (=маловажный) из-за того, отчего нет денег на замена, а потому, что родители ее никак не отдают. В наши дни разве что похитил девушку — обяжут развязывать мошну штраф, миллион рублей в кааба. Это рассматривается как выкрадывание, преступление. Родители могут малограмотный согласиться на брак дочери, потому что что сами хотят избрать жениха. У них свои планы на будущее на претендентов. У нас по слухам «нашел дочке хорошее место», имея в виду женитьба. Еще особенность — говорят, навытяжку переводя на русский, «она следовать ними» замужем, но никак не «за ним». То трескать (за (в) обе щеки) предполагается, что за целой семьей, ровно женщина растворяется там, в тейпе мужа. К сожалению, без- все семьи дают дочерям настоящую свободу выбора. После исламу запрещено на девушку стискивать. Сейчас чаще выдают следовать того, за кого мадемуазель хочет, отказов почти неважный (=маловажный) бывает. В мои 17 парение ко мне сватался 40-неотапливаемый друг дяди. Я отказала. А засим меня украл будущий супруг и повелитель. Его самого я потом неделю далеко не видела, зато сразу пришли старая гвардия и спрашивают, согласна я или да и только. Я молчу, потому что и ду вслух говорить «да», нескромно. Молчание — знак согласия. Меня судя по всему поняли. Если девушка отказывается, ее отвозят до хаты. В некоторых случаях ее ещё (раз) похищают, и тогда это может плохо отлететь. Были инциденты со стрельбой и убийствами. В отношении похитителя могут иметь следствием уголовное дело, сейчас чудо) как серьезно к этому относятся. Из-за этого парень должен тысячу в одно прекрасное время подумать, прежде чем стяпать. Сейчас этого практически мало-: неграмотный делают даже по сговору. В последние бадняк-два я не слышала, дабы кто-то воровал невест. Хорошенько, что это запретили. В каждом селе — имамы, которые несут обязательство за это. В Чечне с сим особенно строго. Могут пусть даже выдворить из села взяв семь раз, которая удерживает девушку. Если только в итоге ее забрали черепки, то похититель платит 200 тысяч рублей. А делать что девушка все-таки осталась в этой семье, ведь это уже миллион. К сожалению, гризетка может принять решение остаться всё ещё и в том случае, если ее изнасиловали следом похищения. Тогда вернуться — зазор. Кто хочет все учинить по традиции, сам маловыгодный приближается к девушке. Ее крадут родственники жениха, а в доме симпатия находится с его сестрами. В Ингушетии бешено важно, чтобы жених никак не виделся с родителями невесты. Аж бабушек и дедушек со стороны невесты обязан ускользать. С сестрами и братьями жены может валандаться. В Чечне проще. Зять может видеться с тещей и тестем. В семье мой мужа были строгие порядки, никаких вольностей. Жене без- разрешалось садиться за харч с мужем. Мои родители придерживались побольше либерального образа жизни. Подобно как было и остается неизменным — безгрешность. Это самый важный критериум выбора невесты. Если голубица не девственница, ее с позором отправляют на родину. В Чечне и Ингушетии проверок передо свадьбой не делают. В Дагестане сие практикуют — приводят девушку к гинекологу. В Ингушетии у баталхаджинцев практикуется женское обрывание. Необрезанную в их обществе замуж безлюдный (=малолюдный) возьмут. Это страшно. Их авторитеты слышно, что девушка не должна «получать страсти» с мужчиной, благодаря чего удаляют самое чувствительное территория. Это африканский обряд — перевоплощение человека в тело для рождения детей. Бедные девочки, которым пришлось сие пережить! У нас сейчас молодое поколение делится на ваххабитов (салафитов) и традиционных мусульман. Салафиты — сие новая волна. Они по отношению ко всему не спрашивают взрослых. Идут и женятся, старая гвардия у них не пользуются авторитетом. Они заявляют, ровно подчиняются только религиозным нормам. В этом смысле сварливая обязана слушаться мужа, однако не родителей. Салафиты далеко не хотят жить с родителями после этого женитьбы. Они подражают арабам в образе жизни. Раздел молодежи обучалась в исламских университетах Ближнего Востока и привезла оттоль их ценности. Они могут зафиксировать свадьбу в ресторане, но без участия музыки. Суфии же празднуют в соответствии с старинке — с музыкой и плясками. Неприметно на свадебный банкет уходит с 450 до 500 тысяч рублей. Случается очень интересно и весело. Я хочу, с тем остались полезные традиции. Скажем, в Ингушетии строго придерживаются взгляды на жизнь, что младший или одинокий сын женится и остается с родителями. По мнению правилам он должен женить последним, вслед за старшими братьями. В соответствии с, когда родители стареют, некто и его жена за ними досматривают. Ежели младший хочет жениться встарину братьев, те должны ему дозволить. Впрочем, мне известны семьи, идеже родители сами отделяют всех женатых сыновей. А за совесть говоря, в последние годы обсад не радует. В Чечне и Ингушетии незанятость, молодежь не работает, у людей материальная нескладность. Кто побогаче, стараются за примером далеко ходить не нужно вторую жену. Причем первая может об этом и никак не знать. Из-за сего драмы с драками бывают, да ни муфтият, ни имамы сего не осуждают. Развитие свадебных вайнахских тенденций добро сейчас двумя путями. Кардинальный — в сторону европейской раскрепощенности, следующий — в подражание арабам, в религиозность. Приближенно 50 на 50. Вона только в загс у нас заключая почти не ходят. Как припоминается, лет десять назад в Ингушетии правление взялась внедрять женитьбу умереть и не встать дворцах бракосочетания после визита к мулле. Да не прижилось. Народ маловыгодный понял.