фoтo: Лилия Шaрлoвскaя
Нo стaрoсть в плaнe звeзд сцeны — пoнятиe жeстoкoe. Имeннo пoэтoму aртисты дo сaмыx зрeлыx лeт стрeмятся выглядeть мoлoдo и зaжигaть, кaк в юнoсти. И публикa oтнoсится с пoнимaниeм и с удoвoльствиeм xвaлит свoиx кумирoв eсли нe зa бeскoнeчную, тo зa мaксимaльнo прoдлeнную мoлoдoсть. Ничeгo нe бoится звeздa тaк, кaк свoeгo вoзрaстa. И oпять жe пoзвoлить сeбe нaзвaть сeбя жe старыми могут лишь по-настоящему великие. Пугачева смогла сказать открыто: «Да, я старею!» Аплодисменты!
Сложно сказать, позволит ли себе подобное через пять лет хедлайнер нынешнего международного фестиваля «Славянский базар» в Витебске Ирина Аллегрова. Но одно сегодня можно сказать точно: проверку временем Ирина Александровна прошла и может смело относить себя к настоящим народным любимцам. Главный вывод, который можно сделать по итогам ее сольного концерта: кредит доверия публики у этой артистки просто огромен. Чем это можно доказать? Ирина Александровна ведет себя на сцене как ей вздумается, но все, что она ни сделает, ни споет, ни скажет, — все проходит на ура!
«Я сегодня творю сама не знаю что, — вдруг осознала в середине концерта все происходящее на сцене сама Ирина Александровна и продолжила: — Девочки, вам за меня не стыдно? Эти, — махнула она рукой в сторону музыкантов и бэк-вокала, — меня любят, им все равно». Зал ответил радостными криками: публике тоже было все равно, они в этот вечер любили Аллегрову.
Конечно, прежде чем публике становится «все равно», артисту приходится постараться. Аллегрова выбрала самую сложную на сегодня форму работы с публикой: черный кабинет. Это означает, что Ирина Александровна работала без балета и задников — на черном фоне, только с тремя музыкантами и тремя же бэк-вокалистами. «Уберите эти синие лампочки!» — несколько раз за концерт просила исполнительница: ей хотелось в полной мере создать приватную обстановку. Это и не удивительно, ведь ее музыкальный спектакль назывался «Моно…». В программе много интимного, главный лейтмотив — борьба за любовь. Аллегрова много говорила с залом — откровенно и спонтанно, было видно, что все сказанное — не заранее заготовленные реплики.
— Может, женщинам станет легче что-то пережить, когда они сидят в зале и видят со стороны, что у кого-то происходит что-то похожее, они тогда думают: «Это ж не только у меня!» — объясняла Ирина Александровна выбор тех или иных композиций для исполнения. И несколько раз возвращалась к мысли: — Главное, если у вас есть в жизни любовь, старайтесь ее сохранить; если задумываетесь разводиться — подумайте еще раз, а стоит ли?..
За этим стояли абсолютно искренние чувства — и бесконечного сожаления, и какого-то особенно пронзительного личного одиночества. И, конечно, напрашивалась мысль, что весь этот удивительно интимный концерт, почти квартирник, Ирина Александровна мысленно посвятила недавно ушедшему из жизни своему венчанному мужу Игорю Капусте, которого любила, как рассказывают близкие певице люди, просто сумасшедшей любовью. Кстати, интересно, что Аллегрова и Капуста не были зарегистрированы официально. Но в советские времена невозможно было заключить церковный брак, не имея штампа в паспортах из загса. Венчание произошло по чужим паспортам. Впрочем, для брака, заключаемого на небесах, это ведь значения не имеет. А вот для усиления связи между людьми венчание — один из сильнейших обрядов. Легко себе представить, каким сильнейшим эмоциональным потрясением стал для Аллегровой уход из жизни Капусты и как это сказалось на ее взглядах на жизнь.
— Когда меняется мироощущение и мировоззрение, — делилась с публикой Ирина Александровна, — вдруг понимаешь, что среди мишуры, которая есть вокруг нас, которую сами себе создаем, мы забываем остановиться на секунду, оглядеться вокруг себя и подумать: что же оно есть — самое важное в жизни? Я для себя это вынесла очень давно, впитала с молоком матери, но сказать так серьезно смогла только сейчас: что бы ни происходило, надо жить, любить и верить. И четвертое — это беречь семью…
Но не надо думать, что концерт Аллегровой был исключительно высокоморальным, — отнюдь! Она спела свои хиты и новые песни, написанные в самых разных жанрах — от лирики до рока; в общем, оторвалась от души. И наконец обратилась к залу с просьбой спеть для нее самой.
— Это был тот ранний период, 90-е, первый концерт — страшно вспомнить! — издалека завела разговор Аллегрова. — Петь еще особо нечего было, на афише стояла моя фамилия, а работали мы по 30 минут, дальше другие артисты были в программе. Но именно в 90-е годы путь к зрителям мне сразу открыла одна песня — я взяла ее, как флаг в руки, и пошла к вам с этим самым «Странником». Но у каждой женщины есть этот странник, и песня сразу стала народной. — И тут Аллегрова не удержалась от подколки: — Я народной поздно стала, а песня — сразу.
Смотрите фоторепортаж по теме:
Аллегрова, Басков, Меньшиков зажгли на фестивале «Славянский базар»
43 фото
И когда затих смех, продолжила:
— У меня к ней такое отношение — это любимый момент за всю мою творческую жизнь, и я хочу, чтобы «Странника» мне сегодня пели вы…
И зал спел для Аллегровой ее хит от начала до конца — певица была так растрогана, что то и дело закрывала лицо рукой, смахивая слезы.
— Я горлопанил так, — признался появившийся вслед за этим на сцене Басков с огромным букетом роз (Николай все это время находился зале в качестве гостя), — что женщина рядом сказала: «Ну надо же: купила билет на Аллегрову, а послушала и Баскова!» Я узнал Ирину Аллегрову, как и все, с песней «Странник» — тогда она была еще девушкой…
— Откуда ты знаешь?! — уставившись на Колю, сильно удивилась та. Тут оба расхохотались, а Басков, вручая розы, отговорился:
— Это мои цветы, я сам деньги потратил, не со вчерашнего концерта! Эта великая женщина — невероятная певица, не скрывает, что она отметила свой юбилей, но каждый мужчина готов отдать свою жизнь за эту императрицу! — И закончил, обращаясь к Аллегровой: — Ира, зажигай!
— Ну вот, — опешила та, — я полпрограммы пыталась объяснить, что зажигать не обязательно… Но я зажгу! Листочки только подберу… — и Аллегрова собрала со сцены лепестки Баскова.
Вообще-то, оно была очень внимательна не только к своему звездному гостю, но и к авторам: перечистила всех поименно и посетовала, что сейчас редко встретишь указанное авторство хотя бы на экране ТВ, когда звучит песня. И даже к журналистам Аллегрова проявила интерес: «Закрылась, — сказала она, — я в своих четырех стенах, а истории про меня все придумывают. Пишут, что живу в Италии, а я там не живу, я туда езжу. Что открыла там пекарню с кондитерской — здесь бы что-то открыть на старости лет, чтобы пять копеек было бы! Я хочу заявить официально: жила, живу и буду жить в России!»
Витебск.