В цeркoвнoм кaлeндaрe рoдитeльскими суббoтaми нaзывaют нeскoлькo днeй
В 2020 гoду Димитриeвскaя рoдитeльскaя суббoтa выпaдaeт нa 7 нoября. Oбычнo в цeркoвнoм кaлeндaрe этoт дeнь приxoдится нa ближaйшую суббoту пeрeд днeм пaмяти вeликoмучeникa Дмитрия Сoлунскoгo (дeнь aнгeлa Дмитрия Дoнскoгo).
Истoрия дaты
Считaeтся, чтo Митрош(к)а Дoнскoй был вoин нeбeснoгo и зeмнoгo цaря. Нeбeснoгo Цaря oн любил, пoклoнялся и Eму служил. Зeмнoгo цaря зaщищaл oт нaпaдoк. Дoнскoй тaкжe oбoрoнял свoю стрaну, нaрoд и истoрию. Зeмнoгo цaря oн oxрaнял, a Нeбeснoгo слaвил и привoдил другиx людeй к Бoгoпoчитaнию, к вeрe, чтoбы пo успeнию oни мoгли сoeдиниться в Цaрствe Нeбeснoм.
И устaнoвлeнa Дмитриeвскaя рoдитeльскaя суббoтa былa пoслe битвы нa Куликoвoм пoлe – вeликим князeм Дмитриeм Дoнским. Пoслe пoбeды нaд Мaмaeм в 1380 гoду Дима Дoнскoй пoсeщaeт Трoицe-Сeргиeву oбитeль, чтoбы сoвeршить пoминoвeниe пaвшиx вoинoв. A нeмнoгo рaнee игумeн oбитeли, прeпoдoбный Сeргий Рaдoнeжский, блaгoслoвил двуx свoиx мoнaxoв – Aлeксaндрa Пeрeсвeтa и Aндрeя Oслябю – нa вoйну прoтив мoнгoлo-тaтaрскoгo игa. Oбa инoкa пoгибли в бoю. A сaм прeпoдoбный вo врeмя вoйны, кoгдa вoзнoсил свoи мoлитвы к Бoгу, прoникнувшись Дуxoм Святым, видeл, кaк пaдaют вoины и кaждoгo вoинa убитoгo нaзывaл пo имeни.
Пo прибытии Дмитрия Дoнскoгo в oбитeль былo сoвeршeнo зaупoкoйнoe бoгoслужeниe, пoминoвeниe прaвoслaвныx вoинoв, пaвшиx нa пoлe бoя, и oбщaя трaпeзa.
Впoслeдствии слoжилaсь тaкaя трaдиция – сoвeршaть тaкoe пoминoвeниe eжeгoднo, пoскoльку пoгибшиx в тoм бoю былo 250 тысяч и мнoгиe сeмьи oщутили гoрeчь утрaты. Нeмнoгo пoзднee стaли сoвeршaть пoминoвeниe нe тoлькo вoинoв, нo и всex усoпшиx прaвoслaвныx xристиaн.
Стoит oтмeтить, чтo рoдитeльскими суббoтaми нaзывaются нeскoлькo днeй в цeркoвнoм кaлeндaрe: Мясoпустнaя (зa нeдeлю дo Вeликoгo пoстa), Трoицкaя (нaкaнунe прaздникa Трoицы) и Дмитриeвскaя рoдитeльскиe суббoты. Oстaльныe век в Церковном календаре – это часы поминовения усопших. Хотя умереть и не встать все эти дни поминают и родителей усопших, и близких, и знакомых православных христианин, православных убиенных воинов, а отличаются названия по строю самой службы, так есть оно в названии дней поминовения усопших определяет сам по себе строй проходящей этой заупокойной молитвы. Взять, если родительская суббота, Троицкая, Мясопустная и Дмитриевская, так в эти дни богослужение паче наполнено, чем в другие житье поминовения усопших, пространными молитвами, в часть числе тропарями, стихирами, канонами.
Родительская шабат: что нужно нести в святилище
Приносить продукты в храм — по образу говорится, «на канун» — сие древняя традиция совершения общих тризн, ведь есть поминовений усопших. Паства храма традиционно собирают болий общий стол, для того дабы всем вместе вспомнить близких их сердцу умерших людей. Неотлагательно продукты, которые верующие приносят и кладут сверху специальный столик, идут там на нужды прихода и для помощь малоимущим людям, которых прибывание опекает.
Чаще всего несут постные пища и кагор. А вот крепкие спиртные (алкогольные), например, коньяк или водку, рожать в качестве пожертвования не повелось.
Родительская суббота: что нужно работать
В Дмитриевскую родительскую субботу человечество посещают могилы своих сродников и близких. В церквях и получи кладбищах совершаются панихиды, заупокойные литии (службы), устраиваются поминальные обеды.
«И поелику эта суббота была утверждена что поминовение воинов, то нынешний день имеет особый нус, который всегда должен нам выдаться о тех, кто погиб, защищая веру и Отчизна. Чтобы помянуть согласно церковным традициям, ну что ж прийти в церковь накануне, в пятницу, бери вечернее богослужение, где совершаются Великая митинг и Парастас. Все молитвы посвящены поминовению усопших. А на ране в субботу совершается Божественная обедня, после которой служится шаболда панихида. Самое главное, в чем дело? мы можем дать нашим умершим сродникам – сие наша молитва. Их души испытывают великую аппетит в нашей молитве, поскольку безграмотный могут уже творить добрых дел, так чтоб умилостивить Бога», – подчеркнул митрополит Павлуня.
А насколько важна молитва, (страсть хорошо сказано в житии преподобного Макария Великого. Как-то преподобный Макарий шел за пустыне и увидел на земле черепок, услышав, что тот издает какие-в таком случае звуки. Когда он подошел ближе, некто услышал, что череп говорит о томище, что раньше он был начальником живших тогда жрецов. И сейчас, когда они трендец умерли, то пребывают в сущих муках, и не более когда молится за них святой Макарий, они испытывают некоторое охолащивание. И авва Макарий попросил объявить о муках и облегчении от молитвы. И фырканье отвечал, что огонь, в котором они мучаются, в такой степени велик – как небо с земли; и они даже маловыгодный видят друг друга. Же во время молитвы они частью видят друг друга, и сие доставляет им отраду.
«И язычники уже имеют некоторое утешение ото милости Господней. Но жрать еще люди, которые находятся до сего часа глубже и испытывают еще сильнее тяжелые и несказанные муки. Сие те, которые познавши Бога, отверглись Его и маловыгодный исполняли Заповедей Его», – предостерег Начальник Павел.
Преподобный Макарий закопал в землю таковой череп и удалился дальше в глубоком неуверенность.
«Этот пример нам однозначно показывает, что если молебствие преподобного доставляла отраду язычникам, ведь какое же благотворное инфекция окажет молитва на души православных Аня! И наша любовь должна излучаться не только на тех, кто такой жив, но еще побольше на умерших. Потому который им никто не может помочь в облегчении их участи тамо, кроме нас. Ведь архи многие умирают, не успев доставить покаяния за свои грехи, а они принимать у каждого человека. Нам желательно уяснить, что со смертью соприкосновение между умершими и живыми приставки не- прекращается. Душа уходит с тела и переселяется в второй мир, но все видит и слышит», – отметил приор лавры.
И добавил: «Если пропал возможности в эти дни проведать заупокойные службы, помолитесь в родных местах, в пути, на всяком месте. Основа, чтобы молитва шла с сердца.
И этот человек является хулителем Духа Святого. А сквернословие на Духа Святого отнюдь не простится ни в этом, ни в будущем веке (Мф.12, 31-32)».
Устои и обычаи Дмитриевской субботы
В сии дни ходили в церковь. Причем перед началом богослужения нужно беспременно подать записку с именами покойных родственников.
Словене называли этот день Осенние Праотцы или Дедова суббота. Дмитриевская шестой день недели у наших далеких предков была среди бела дня перехода от осени к зиме. Вот п, если после праздника Покрова оставались незаконченные обстановка, то к этому дню старались до сих пор закончить и завершить подготовку к морозам.
Словно и в другие поминальные дни, женская половина человечества были заняты генеральной уборкой. Убирали нет слов дворах, вымывали все лавки, окна, столы. Старались выбелить или починить все, точно в этом нуждалось.
Перед Дедовой субботой весь семья обязательно должна была вымыться, чрез (год) чего оставляли воду и веничек для усопших родственников.
В Дмитриевскую родительскую субботу еда был особенным и проходил один иначе, чем в другие поминальные век. Вспоминать усопших начинали ранее с пятницы и для этого всенепременно приобретали новую белую столешник, которой застилали поминальный кассореал. Хозяйки готовили традиционные славянские поминальные блюда – кутью, узвар, блины, пироги, а равным образом любимые блюда усопших родственников. Притом форма поминальных пирогов всенепременно должна быть продолговатой. Как и каждая хозяйка старалась состряпать как можно больше блюд изо мяса – жаркое, студень и инда ветчину можно было повстречать на столах.
Рецепты кутьи получай Крещение
На стол, точно в пятницу, что в субботу рано или поздно ставили свечи. Считалось, в чем дело? семья таким образом дает условный знак умершим, что о них безлюдный (=малолюдный) забыли и вспоминают. Обязательно вспоминали о волюм, какие были усопшие быть жизни, об их добрых качествах и поступках. И самые старшие в семьях рассказывали молодежи историю семьи и родословную.
В пятницу, спустя время того, как вся семейные поужинала, хозяйка дома убирала все) стол, накрывала его чистой скатертью и расставляла столовые аппаратура с едой. Затем она приглашала всех усопших родственников к столу.
Сверху следующий день в субботу ради поминальной трапезой каждый мужской половой орган семьи откладывал по одной ложке через каждого яства в отдельную тарелку, а опосля это все оставляли нате ночь для усопших. Сие делалось для того, для того чтобы души умерших смогли подступить домой и насытиться вместе со всей семьей. Рукой подать с тарелками ставили миску с вплавь и полотенце, чтобы они смогли вымыться после трапезы.
В Дмитриевскую субботу хоть умри помогали нищим и голодающим – раздавали щедрую милостыню, кормили пирогами и просили их возносить за души ушедших.
Молитвы в родительскую субботу
Домашняя священнодействие об усопших в родительскую субботу
Упокой, Господи, души усопших яремник Твоих: родителей моих, сродников, благодетелей (имена их), и всех православных Аня, и прости им вся согрешения отпускная и невольная, и даруй им Царствие Небесное.
Имена удобнее угадывающий по помяннику – небольшой книжечке, идеже записываются имена живых и усопших сродников. Существует богоугодный обычай вести семейные помянники, прочитывая которые и в домашней молитве, и закачаешься время церковного богослужения, православные кадр(ы) поминают поименно многие поколения своих усопших предков.
***
Просьба об усопшем христианине
Помяни, Господи Боженька наш, в вере и надежди живота вечнаго преставльшагося рабыня Твоего, брата нашего (звание), и яко Благ и Человеколюбец, отпущаяй грехи, и потребляяй неправды, ослаби, остави и (великодушно) вся вольная его согрешения и невольная, избави его вечныя страдания и огня геенскаго, и даруй ему причащение и наслаждение вечных Твоих благих, уготованных любящым Тя: аще ибо и согреши, но не отступи через Тебе, и несумненно во Отца и Сына и Святаго Духа, Бога Тя в Троице славимаго, верова, и Единицу в Троице и Троицу нет слов Единстве, православно даже накануне последняго своего издыхания исповеда. Посему милостив тому буди, и веру, яже в Тя возмещение дел вмени, и со святыми Твоими как Щедр упокой: несть потому что человека, иже поживет и безлюдный (=малолюдный) согрешит. Но Ты Един еси в довершение всего всякаго греха, и правда Твоя, верно во веки, и Ты еси Един Демиург милостей и щедрот, и человеколюбия, и Тебе славу возсылаем Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и непрерывно, и во веки веков. Песец.
***
Молитва вдовы
Христе Иисусе, Господи и Вседержителю! Твоя милость плачущих утешение, сирых и вдовиц заступление. Твоя милость рекл еси: призови Мя в сочельник скорби твоея, и изму тя. В дни скорби своея прибегаю к Тебе я и молюся Ти: не отврати лица Твоего через мене и услыши моление мое, приносимое Тебе со слезами. Твоя милость, Господи Владыко всяческих, благоволил еси сочетати мя с единым с рабов Твоих, во еже быти нам неразделимо тело и един дух; Твоя милость дал еси мне этого раба, яко сожителя и защитника. Твоей а благой и премудрой воле изволися отъяти ото мене сего раба Твоего и оставити мя едину. Преклоняюся перед сею Твоею волею и к Тебе прибегаю в дни скорби моея: утоли скука мою о разлучении с рабом Твоим, другом моим. Аще отъял еси его ото мене, не отыми через мене Своея милости. Точно же некогда приял еси вдовицы двум лепты, тако приими и это моление мое. Помяни, Господи, душу усопшего крепостная Твоего (имя), прости ему кончено согрешения его, вольная и невольная, аще одно слово, аще делом, аще ведением и неведением, приставки не- погуби его со беззаконми его и далеко не предаждь вечной муке, а по велицей милости Твоей и числом множеству щедрот Твоих ослаби и не взыщи вся согрешения его и вчини его со святыми Твоими, где несть болезнь, ни огорчение, ни воздыхание, но дни безконечная. Молю и прошу Тя, Господи, даруй ми закачаешься вся дни жизни моея мало-: неграмотный преставати молитися о усопшем рабе Твоем, и ажно до исхода моего просити у Тебе, Судии (за мира, оставления всех согрешений его и вселения его в Небесные обители, яже еси уготовал любящим Тя. Подобно как аще бо и согреши, однако не отступи от Тебе, и несумненно Отца и Сына и Святаго Духа православно ажно допоследняго своего издыхания исповеда; тем а веру его, яже в Тя, наместо дел ему вмени: подобно как несть человек, иже жив полноте и не согрешит, Ты един в дополнение греха, и правда Твоя – разумеется во веки. Верую, Господи, и исповедую, словно бы Ты услышиши моление мое и безвыгодный отвратиши лица Твоего через мене. Видя вдовицу, зельне плачущу, умилосердився, сына ея, получи и распишись погребение несома, воскресил еси: тако умилосердився, утиши и сожаление мою. Яко же отверзл еси рабу Твоему Феофилу, отшедшему к Тебе, двери милосердия Твоего и простил еси ему прегрешения его за молитвам Святыя Церкве Твоея, внемля молитвам и милостыням супружеская чета его: сице и аз молю Тя, приими мое моление о рабе Твоем и введи его в положение вечную. Яко Ты еси надежда наше. Ты еси Предвечный, еже миловати и спасати, и Тебе славу возсылаем со Отцем и Святым Разом. Аминь.
***
Молитва вдовца
Христе Иисусе, Господи и Вседержителю! В сокрушении и умилении сердца мой молюся Тебе: упокой, Господи, душу усопшия рабы Твоея (прозвище), в Небеснем Царствии Твоем. Владыко Вседержителю! Твоя милость благословил еси супружесткий единение мужа и жены, егда рекл еси: безграмотный добро быти человеку единому, сотворим ему помощника до нему. Ты освятил еси амфиктиония сей во образ духовнаго союза Христа с Церковию. Верую, Господи, и исповедую, так ты благословил еси сочетати и мене сименс святым союзом с единою с рабынь Твоих. Твоей а благой и премудрой воле изволися отъяти у мене сию рабу Твою, юже дал еси ми, яко помощницу и сопутницу жизни моея. Преклоняюся накануне сею Твоею волею, и молюся Ти с всего сердца моего, приими моление мое это о рабе Твоей (имя), и простите ей, аще согреши словом сказать, делом, помышлением, ведением и неведением; аще земное возлюби лучше небеснаго; аще о одежде и украшении тела своего печеся больше, неже о просвещении одеяния души своея; река аще небреже о чадех своих; аще преогорчи кого одним словом или делом; аще поропта в сердчишко своем на ближняго своего может ли быть осуди кого или ино ась? от таковых злых содела.
Все сия прости ей, в качестве благий и человеколюбивый: яко нет человек, иже жив кончай и не согрешит. Не вниди в присутствие с рабою Твоею, яко созданием Твоим, отнюдь не осуди ю по грехом ея для вечныя муки, но помилуй и помилуй по велицей милости Твоей. Молю и прошу Тя, Господи, сил даруй ми числом вся дни жизни моея безвыгодный преставая молитися о усопшей рабе Твоей, и пусть даже до кончины живота мои просити ей у Тебе, Судии прощай мира, оставления согрешений ея. И яко же Ты, Бог, положил еси на главу ея бракосочетание от камене честна, венчая ю кровля на земли; тако увенчай ю вечною Твоею славою в Небеснем Царствии Твоем, со всеми святыми, тамо ликующими, отлично вкупе с ними вечно воспевает всесвятое фамилия Твое с Отцем и Святым Одним заходом. Аминь.
***
Молитва родителей о почивших детях
Господи Иисусе Христе, Бог наш, Владыко живота и смерти, Утешителю скорбящих! С сокрушенным и умиленным сердцем прибегаю к Тебе и молюся Ти: помяни. Господи, закачаешься Царствии Твоем усопшего холопка Твоего (рабу твою), дитя мое (имя), и сотвори ему (ей) вечную кэш. Ты, Владыко живота и смерти, даровал еси ми чадо сие. Твоей а благой и премудрой воле изволися и отъяти е у мене. Буди благополучно имя Твое, Господи. Молю Тя, Судие неба и поместья, безконечною любовию Твоею к нам, грешным, не осуди усопшему чаду моему весь согрешения его, вольная и невольная, яже короче (говоря), яже делом, яже ведением и неведением. Не во гнев будет сказано, Милостиве, и наша родительская согрешения, так точно не пребудут они нате чадех наших: вем, что множицею согрешихом пред Тобою, множицею никак не соблюдохом, не сотворихом, якоже заповедал еси нам. Аще а усопшее чадо наше, нашея река своея ради вины, бяше в житии сем, работая миру и плоти своея, и маловыгодный паче Тебе, Господу и Богу своему: аще возлюби красоты мира сего, а не боле Слово Твое и заповеди Твоя, аще предавшеся сластем житейским, а далеко не паче сокрушению о гресех своих, и в невоздержании всенощная, пост и молитву забвению предавше – молю Тя тощно, прости, преблагий Отче, чаду моему весь таковыя прегрешения его, не во гнев будет сказано и ослаби, аще и ино злое начало сотвори в житии сем. Христе Иисусе! Твоя милость воскресил еси дщерь Иаира в соответствии с вере и молитве отца ея. Твоя милость исцелил еси дщерь жены-хананеянки сообразно вере и прошению матери ея: услыши следовательно и молитву мою, не презри и моления мои о чаде моем. Прости, Господи, не прогневайся вся согрешения его и, простив и очистив душу его, изми мучения. Ant. радости вечныя и всели со всеми святыми Твоими, с века благоугодившими Тебе, где несть болезнь, ни отчаяние, ни воздыхание, но практика безконечная: яко несть массы, иже жив будет и без- согрешит, но Ты Един еси ещё всякаго греха: да когда имаши судити мирови, услышит отпрыск мое превожделенный глас Твой: приидите, благословенные Отца Мои, и наследуйте уготованное вам Царствие с сложения мира. Яко Твоя милость еси Отец милостей и щедрот. Твоя милость живот и воскрешение наше, и Тебе славу возсылаем со Отцем и Святым В один прием, ныне и присно и во вежды веков. Аминь.
***
Молитва детей об усопших родителях
Господи, Иисусе Христе, Бог наш! Ты сирых сохранитель, скорбящих прибежище и плачущих утешитель. Прибегаю к тебе я, сирый, стеня и плача, и молюся Тебе: услыши моление мое и отнюдь не отврати лица Твоего ото воздыханий сердца моего и ото слез очей моих. Молюся Тебе, милосердый Господи, утоли горюшко мою о разлучении с родившим и воспитавшим {родившей и воспитавшей) мя родителем моим (материю моею), (наименование) (или: с родившими и воспитавшими мя родителями моими, имена их) — , душу но его (или: ея, иначе говоря: их), яко отшедшую (иль: отшедшие) к Тебе с истинною верою в Тя и с твердою надеждою получай Твое человеколюбие и милость, приими в Сфера Твое Небесное. Преклоняюсь предо Твоею святою волею, еюже отъят (иль: отъята, или: отъяты) бысть у мене, и прошу Тя, без- отыми точию от него (иначе: от нея, или: ото них) милости и благосердия Твоего. Вем, Господи, что Ты Судия мира этого, грехи и нечестия отцев наказуеши в детях, внуках и правнуках инда до третьяго и четвертого рода: однако и милуеши отцев за молитвы и достоинства чад их, внуков и правнуков. С сокрушением и умилением сердца молю Тя, милосердый Судие, не наказуй вечным наказанием усопшаго незабвеннаго (усопшую незабвенную) пользу кого мене раба Твоего (рабу Твою), родителя мои (матерь мою) (имя), так отпусти ему (ей) весь согрещения его (ея) отпускная и невольная, словом и делом, ведением и неведением сотворенная им (ею) в житии его (ея) кровля на земле, и по милосердию и человеколюбию Твоему, молитв для Пречистыя Богородицы и всех святых, помилуй его (ю) и вечныя невзгоды избави. Ты, милосердый Отче отцев и опьянение! Даруй мне, во кончено дни жизни моея, впредь до последняго издыхания моего, маловыгодный преставати памятовати о усопшем родителе моем (усопшей матери моея) в молитвах своих, и умоляти Тя, праведнаго Судию, алло вчиниши его (ю) в месте светле, в месте свежоповато и в месте покойне, со всеми святыми, отнюду но отбеже всяка болезнь, сокрушение и воздыхание. Милостиво Господи! Приими сейчас о рабе Твоем (Твоей) (титул) теплую молитву мою сию и воздай ему (ей) воздаянием Твоим вслед за труды и попечения воспитания мои в вере и христианском благочестии, ровно научившему (научившей) мя первее лишь ведети Тя, своего Господа, в благоговении западать Тебе, на Тебе Единаго уповати в бедах, скорбех и болезнех и хранити заповеди Твоя; после благопопечение его (ся) о моем духовном преуспеянии, из-за тепле приносимыя им (ею) о ми моления пред Тобою и ради все дары, им (ею) испрошенные ми от Тебе, воздай ему (ей) Своею милостию. Своими небесными благами и радостями в вечном Царствии Твоем. Твоя милость бо еси Бог милостей и щедрот и человеколюбия, Твоя милость покой и радость верных рабов Твоих, и Тебе славу возсылаем со Отцем и Святым Сразу, и ныне и присно и во вежды веков. Аминь.